Первые шаги графологии

История графологии

Предпосылки к возникновению графологии возникли очень давно.

На почерк обращали внимание философы, писатели и императоры древности. «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром», — писал Конфуций. Древнеримский историк, автор жизнеописаний императоров Гай Светоний Транквилл очень подробно описывал почерк императора Августа — «он писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками», отмечая при этом бережливость императора.

О почерке высказывались Аристотель, Теофраст, древнегреческий писатель Дионисий Галикарнасский, император Нерон, в письмах которого есть такие слова: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура».

Первая книга, посвященная почерку появилась в 1622 году и была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо. Книга называлась «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму», эпиграфом послужила пословица «по когтям узнают и льва». И хотя книга была переведена на латынь, она не имела большого успеха.

Однако с развитием естественных наук, ростом интереса к изучению человеческой природы и ее проявлений, возникает и интерес к исследованию письма.

Определять характер по почерку пытались многие деятели XIX века — английский премьер-министр Бенджамин Дизраэли, писатель Эдгар Аллан По, немецкий мыслитель Иоган Вольфганг фон Гете. Гете писал: «Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях».

В середине XIX века этой темой заинтересовался французский аббат Фландрэн. Он организовал группу, которая начала исследовать почерки людей различных профессий и интересов. Исследования продолжил ученик Фландрэна – аббат Жан Ипполит Мишон. Именно его принято считать отцом современной графологии.

В 1871 году Жан Ипполит Мишон систематизировал данные своих исследований и написал труд — «Система графологии». В нем он выделял и сравнивал такие элементы почерка как штрихи, буквы, слова и строчки, находя общие признаки в них. Каждый признак предполагал наличие определенной черты характера, его отсутствие – наличие противоположной черты. В настоящее время это считается верным лишь отчасти, однако именно «Система графологии» легла в основу современной науки.